Элементарно о сложном: эволюция амортизаторов

амортизаторХотите хорошую подвеску для своего автомобиля — забудьте хотя бы на время о брендах на слуху и навязчивой рекламе.

Ваша задача — подобрать такой тип амортизаторов, которые подойдут именно для вашей «лошадки». Пружины или рессоры лишь поддерживают вес автомобиля, а комфортную езду и безупречную управляемость обеспечивают именно амортизаторы.

Элементарно о сложном: эволюция амортизаторов

Что нужно знать об амортизаторах, чтобы ориентироваться в конъюнктуре?

амортизаторДля начала хотя бы то, что они бывают одно- и двухтрубные, а по наполнению — жидкостные (гидравлические) и с гидравлическим газовым подпором. Есть и чисто газовые амортизаторы, но они «жесткие» и потому используются в основном на спортивно-гоночных автомобилях.

До недавнего времени самым распространенным типом амортизаторов были гидравлические двухтрубные. Однако при всей простоте конструкции и без особых притязаний к качеству изготовления они имели один существенный недостаток – аэрацию — испарения легких фракций масла, которые в смеси с воздухом приводят к коррозии деталей амортизатора.

Пробовали заменить обычный воздух нейтральным азотом, но это не решило проблемы. Кроме того, такие амортизаторы плохо охлаждались, а это также приводило к сбоям в работе.

 

Стали совершенствовать конструкцию. В результате появились гидропневматические амортизаторы, имеющие газовый подпор. В них

вместо воздуха под давлением (от 4 до 20 атмосфер) находится инертный газ (чаще всего все тот же азот). Хороши тем, что удалось существенно снизить аэрацию. Но она все-таки осталась и рано или поздно приводит к коррозии.

амортизатор

Кроме того, у всех двухтрубных амортизаторов имеется один существенный недостаток — их невозможно установить «вверх ногами». Этому мешает наполняющий их газ.

Этого недостатка лишены однотрубные амортизаторы (имеют лишь одну колбу, которая является и рабочим цилиндром, и корпусом одновременно). Работают они так же, как и двухтрубные, но в них газ отделен от масла особым плавающим поршнем.

Однако и эта конструкция не лишена недостатков. В отличие от двухтрубных амортизаторов, однотрубные более подвержены внешним повреждениям. Из-за замятой колбы приходится заменять всю стойку (в двухтрубных такие «травмы» невозможны, поскольку имеют защиту в виде внешнего цилиндра).

У однотрубных амортизаторов высока также чувствительность к температуре: чем она выше, тем выше давление газового подпора и тем жестче работает амортизатор.

Зато однотрубные амортизаторы можно устанавливать как угодно, хоть «вверх ногами», поскольку газ надежно отделен от масла плавающим поршнем.

амортизатор

Далее эволюция пошла по пути усложнения конструкций.

Появились амортизаторы с надетой на них пружиной. Причем как у однотрубных, так и двухтрубных стоек. Эта пружина добавляет дополнительный упругий элемент, а порой и вовсе заменяет основную пружину. Как правило, такие конструкции позволяют регулировать клиренс автомобиля. Делается это элементарно: на корпусе амортизатора подкручивается специальная гайка, которая либо поджимает, либо отпускает пружину.

 

Затем у однотрубных амортизаторов появились выносные компенсационные камеры. То есть камера с газовым подпором вынесена за пределы самого амортизатора в отдельный резервуар.

амортизатор

Это позволяет без увеличения размера самого амортизатора увеличить объем масла и газа и добиться тем самым более эффективного охлаждения. Плюс к этому такие стойки имеют больший рабочий ход. Но самый главный эффект от выносной камеры заключается в том, что однотрубная стойка начинает работать как двухтрубная. А это позволяет существенно расширить диапазон регулировки амортизатора — до 10 и более позиций, подстраивая жесткость амортизатора под различные скорости движения поршня.

Есть и более сложные конструкции, но они скорее экзотика, чем обычное явление. Их можно назвать экспериментальными вариантами на пути создания более простых и надежных конструкций, которые бы подходили к современным серийным автомобилям, обеспечивая водителю и пассажирам максимальные комфорт и удобства.

амортизатор

В качестве перспективных разработок эксперты называют саморегулируемые амортизаторы, то есть имеющие автоматическую регулировку жесткости. Как первый этап появились устройства, позволяющие изменять характеристики работы амортизаторов с помощью электрических клапанов. Специальный процессор отслеживает параметры движения автомобиля (скорость, вертикальное ускорение каждого колеса, угол поворота руля и т. д.) и в соответствии с ними регулирует жесткость по каждому из амортизаторов.

Но самая перспективная разработка — это магнитные амортизаторы, работа которых основана на технологии магнитного контроля перемещения. В ней всю работу по регулировке берет на себя магнито-реологическая жидкость. Эта чудо-жидкость под воздействием электромагнитного поля, которое генерируют специальные электромагнитные катушки, способна менять свою вязкость с частотой 1000 раз в секунду. То есть регулировка жесткости амортизатора происходит фактически мгновенно.

Представьте, что автомобиль движется по ухабам будто плывет по воздуху. Так вот, это — заслуга магнитных амортизаторов. При этом они проще любого механического собрата. Один недостаток — безумно дорогие.

Но он из тех недостатков, которые проходят со временем.

А оно летит быстро…

Подпишитесь на обновления!

  1. Ваш комментарий будет первым.